Программа Занимательная математика

Принят на заседании
педагогического совета
МДОАУ «Детский сад №31 г. Орска»
Протокол №3 от 18.05.2022г.

Утверждаю:
Заведующий МДОАУ
МДОАУ «Детский сад №1 г. Орска
_____________ Панферова И.А.
Подписано
МДОАУ
цифровой
"ДЕТСКИЙ подписью: МДОАУ
"ДЕТСКИЙ САД № 31
САД № 31 Г. Г. ОРСКА"
Дата: 2023.01.19
ОРСКА"
14:14:19 +05'00'

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
возраст детей 5-6 лет
срок реализации: 01.09.2022 – 31.05.2023 г.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №31 комбинированного вида «Звездочка» г. Орска»

Составила: воспитатель МДОАУ
«Детский сад№31 г. Орска»
Колякина Н.Г.

2022
1

Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.

Целевой раздел программы

3

Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Отличительные особенности данной программы
Принципы построения программы
Значимые
для
разработки
и
реализации
программы
характеристики, в том числе характеристики развития детей
дошкольного возраста
1.6. Ожидаемые
результаты
и
способы
определения
их
результативности
2.
Содержательный раздел программы
2.1. Содержание
образовательной
работы
по
освоению
дополнительной общеразвивающей программы
2.2. Тематическое
планирование
по
дополнительной
общеразвивающей программе
2.3. Описание вариативных форм, методов, способов и средств
реализации дополнительной общеразвивающей программы
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями
дошкольников
3.
Организационный раздел программы
3.1. Организационные
условия
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы
3.2. Расписание занятий
3.3. Особенности
организации
развивающей
предметнопространственной среды
3.4. Средства обучения и воспитания
Приложение

2

3
5
6
6
8

11
13
13
15
20
21
24
24
25
25
27
30

1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного
развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и
для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный
период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в
старшем возрасте – школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать
и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в
окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками,
символами.
Математическое развитие детей является длительным и весьма трудоёмким
процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов
логического познания требует не только высокой активности умственной
деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках
предметов и явлений действительности.
Работа по познавательному развитию позволяет приобщать ребенка к игровому
взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника. Достичь этого можно
путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки
программного материала. Для логических задач характерно зачастую
неожиданное решение.
Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие
как различные способы решений, так и дающие возможность на основе анализа
имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке.
Задачи с недостающими данными способствуют формированию критичности
мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий
позволит совершенствовать дошкольникам свои знания и умения. Данный
материал имеет широкий тематический диапазон, позволяющий дошкольникам
расширять свои знания в области познавательного развития. Удовлетворять
естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их
неуемную любознательность помогают игры – исследования. Одним из средств
умственного развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и
интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и
включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который
способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает
детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно
к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги,
забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок
всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и
постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в
3

зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления
творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому
остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного
вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.
Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и
возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной
проблемы – умственного развития дошкольников. С помощью логических
операций дети тренируют внимание, память, восприятие.
Актуальность программы.
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного
возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в
стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров,
спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные
технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников
ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело
ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их
легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в
освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы
должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного,
принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе,
обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а
также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности –
умением работать по правилу, по образцу. Роль логики при этом невозможно
переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ
начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической
составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не
испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с
нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка
соответствующим образом.
Логическое мышление является инструментом познания окружающей
действительности, поэтому, формирование основных форм и приёмов
логического мышления является важным фактором становления всесторонне
развитой личности. Актуальность проблемы определяется важностью логического
мышления для развития личности в целом. Занимаясь с детьми, нами было
замечено, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд
логическими задачами.
В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться элементы
логического мышления, которое необходимо развивать. Актуальность данного
опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению
высших
психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления
4

необходимо с дошкольного возраста. Детей необходимо учить, не только лепить,
рисовать, считать, но и рассуждать, это и побудило разработать программу
«Занимательная математика».
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы:
формировать познавательные способности детей
старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур
мышления; создать условия для максимального развития логического мышления
дошкольников.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
Образовательные:
• Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия.
• Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.
• Развитие таких качеств, как наблюдательность, воображение, фантазию,
творческое начало.
• Донести до родителей актуальность данной проблемы и привлечь их к
активному сотрудничеству.
Развивающие:
• Развитие мышления, памяти, внимания.
• Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.
• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
• Гармоничное развитие психофизических качеств ребенка.
• Создание условий с использованием здоровьесберегающих технологий в
учебном процессе для развития личности ребенка.
Воспитательные:
• Взаимодействие с семьей, направленное на целостность психического,
физического, умственного и духовного развития личности ребенка.
• Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть
себя глазами окружающих.
• Воспитание аккуратности, трудолюбия и желания добиваться успеха
собственным трудом.
Эффективность занятий достигается через использование современных
образовательных технологий. В работе используются следующие технологии
обучения:
5

• здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на
укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
• проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти
самостоятельный путь решения);
• технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания
соответственно своему индивидуальному развитию).

1.3.Отличительные особенности данной программы.
Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том
числе дидактических пособий математического содержания, которые помогают
совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между
числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим
знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.
Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу
воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и
эмоциональную сферу ребёнка.
Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвитии
дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих
уровню подготовки и познавательной мотивации детей.
1.4. Принципы построения программы:
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь
знаний, умений и навыков.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в
результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с
использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию
у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии,
работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской
деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в
общении,
Принцип
результативности предполагает
получение
положительного
результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического
развития.
Принцип индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем
разноуровнего обучения.
6

Принцип проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в
процессе собственной деятельности.
Принцип
психологической
комфортности
создание
спокойной
доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка.
Принцип творчества - формирование способности находить нестандартные
решения.
Принципы взаимодействия с детьми: сам ребенок – молодец, у него - все
получается, возникающие трудности – преодолимы; постоянное поощрение всех
усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с
результатами других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими
темпами и с постоянным успехом.
Принцип занимательности – используется с целью вовлечения детей в
целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять
предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны – позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая
интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач,
активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности – заключается в постановке целей по обучению и
развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы
повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных
знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных
признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных
связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат,
прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
1.5. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в
том числе характеристики развития детей дошкольного возраста.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; творческая
активность.
Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция – воображение.
Особенности возраста:
- общение со взрослым ситуативно-личностное;
- проявление произвольности всех психических процессов;
- в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к
внеситуативно-деловой;
- проявление творческой активности во всех видах деятельности;
7

- развитие фантазии;
- половая идентификация.
Новообразования:
- предвосхищение результата деятельности;
- активная планирующая функция речи;
- внеситуативно-деловая форма общения со сверстниками.
Шестилетний ребенок становится самостоятельным, он независим от
взрослого, его отношения со взрослыми расширяются. Беседы ребенка со
взрослым в это время сосредоточены на взрослом мире и для дошкольника важно
знать – «как нужно», он стремится к взаимопониманию и сопереживанию со
старшими. Благодаря взрослому, ребенок усваивает нравственные законы, учится
оценивать свои поступки и поступки окружающих его людей. Родители
выступают для ребенка как образец поведения. Дошкольник очень чутко
воспринимает замечания и указания взрослого и это является благоприятным
условием для воспитания, обучения, а также подготовки ребенка к школе. По
мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми
пользуется ребенок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе
самому ребенку очень трудно. Переживания, захватывающие ребенка и
толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него смысл совершенных
поступков. Умением сравнивать себя с другими ребенок овладевает к старшему
дошкольному возрасту и это служит основой правильной самооценки.
У ребенка формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и
осмыслении своих переживаний. Самооценка формируется к концу дошкольного
возраста и проявляется в умении, выполнять практические действия, и моральные
качества, которые выражаются в подчинении или неподчинении правилам
поведения, выделенным в данном коллективе. Например, ребенок может
правильно оценивать себя в рисовании, переоценивать себя в овладении грамотой
и критерии, которые использует дошкольник при самооценке зависят от педагога.
Дети, имеющие высокую самооценку, чувствуют себя в детском коллективе
увереннее, смелее, они активны, проявляют свои интересы, способности, ставят
высокие цели. При низкой самооценке происходит все наоборот. Но еще есть
слишком завышенная самооценка, которая может привести к возникновению
агрессивности и высокомерия.
Популярность ребенка в группе зависят от успеха, которого он добивается в
совместной деятельности с детьми. И если обеспечить успех деятельности
малоактивных шестилеток, которые не пользуются популярностью среди детей,
это может привести к изменению их позиции в детском коллективе и стать
эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить
уверенность в себе и самооценку.

8

Так, ребенок в дошкольном возрасте проходит путь от «Я сам», от отделения себя
от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни, связанной с
внешней деятельностью.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты
вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся
правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные
мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные
представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования;
комплексные представления, отражающие представления детей о системе
признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления,
отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений
(представления о цикличности изменений): представления о смене времен года,
дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных
воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают
совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического
мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о
классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут
изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и
умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке
объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение
будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы
по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость
внимания. Наблюдается переходот
непроизвольного к произвольному
вниманию. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и
величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они
называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые
оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают
величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию —
до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных
ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности,
особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при
этом противоположных признаков.
9

1.6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
- Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением;
- Желание заниматься математической деятельностью;
- Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать
предметы окружающей действительности;
- Умение детей работать в парах, микрогруппах;
- Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его
выслушать, помочь при необходимости.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической
диагностики,
которая
предусматривает
выявление
уровня
развития
познавательных процессов:
1. Развитие внимания
2. Развитие памяти.
3. Развитие восприятия.
4. Развитие воображения.
5. Развитие мышления.
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий
уровень развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение
первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения
программного материала на каждом этапе реализации программы.
Реализация программы «Занимательная математика» у детей старшего
дошкольного возраста предполагает овладение детьми определенным уровнем
знаний и умений. В результате по окончанию обучения дети должны знать:
✓ принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений,
слов;
✓ принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
✓ антонимы и синонимы;
✓ названия геометрических фигур и их свойства;
✓ принцип программирования и составления алгоритма действий.
Дети должны уметь:
10

✓ определять закономерности и выполнять задание по данной
закономерности, классифицировать и группировать предметы,
сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и
абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
✓ путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи,
выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые
задания, находить ответ к математическим загадкам;
✓ быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные
вопросы;
✓ выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти
✓ выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в
схематическом изображении графических заданий;
✓ уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными
усилиями добиться результата;
✓ выделять свойства предметов, находить предметы схожие и
различные по внешним признакам;
✓ сравнивать,
классифицировать,
обобщать,
систематизировать
предметы окружающей действительности (выделять свойства
предметов, находить предметы схожие и различные по внешним
признакам);
✓ ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся
справа, слева, вверху, внизу;
✓ разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим
свойством;
✓ сопоставлять части и целое для предметов и действий;
✓ называть главную функцию (назначение) предметов;
✓ расставлять события в правильной последовательности;
✓ выполнять перечисляемую или изображенную последовательность
действий;
✓ применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
✓ описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
✓ находить ошибки в неправильной последовательности простых
действий;
✓ проводить аналогию между разными предметами;
✓ запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать,
рассуждать.
✓ проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать,
помогать по необходимости.
11

2. Содержательный раздел дополнительной общеразвивающей Программы.
2.1. Содержание образовательной работы по освоению дополнительной
общеразвивающей программы
Учебный план.
Наименование раздела
Раздел 1.Введение

Количество
занятий
1

Раздел 2. Восприятие, внимание

16

Раздел 3. Память

14

Раздел 4.Развитие логического мышления

16

Раздел 5. Развитие мелкой моторики

25

5.1. Пальчиковые игры
5.2. Копирование
5.3. Штриховки
ИТОГО

7
13
5
72

Содержание программы.
Раздел 1. Введение – 1 часа
• Выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года.
Тесты (1 занятие).
Раздел 2. Развитие восприятие, внимание (16 занятий)
• Сравни и сопоставь похожие предметы (3 занятия)
• Найди различия и общее (4 занятия)
• Найди фрагменты изображения по образцу (3 занятия)
• Найди точно такой же предмет (3 занятия)
• Игры на внимание, на быстроту реакции (повторять за взрослым движение)
(3 занятия)
Раздел 3. Развитие памяти (14 занятий)
12

•
•
•
•
•

Запомни пары: предмет – символ (2 занятия)
Запомни расположение предметов, изменение в картинках (3 занятия)
Запомни различные предметы до семи штук (3 занятия)
Запомни цепочку из 7-10 слов, повторять их по памяти (3 занятия)
Запомнии повтори рассказ (3 занятия)

Раздел 4. Развитие логического мышления(16 занятий)
• Выстрой логические цепочки (дорисуй нужную фигуру, дорисуй ряд, не
нарушая закономерности) (3 занятия)
• Найди закономерности в таблицах (разместить в пустых клеточках фигурки
так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике фигурки не повторялись, и т.
п.)
(3 занятия)
• Найди общие признаки у предметов, объединённые в группы (находить
лишний предмет, слово, добавлять недостающие предметы) (4 занятия)
• Восстанови последовательность событий(3 занятия)
• Задачи на пространственное мышление (размещать предметы в определённом
порядке, рисовать одни фигуры внутри других) (3 занятия)
Раздел 5. Развитие мелкой моторики(25 занятий)
5.4. Пальчиковые игры (7 занятий)
• Проведи непрерывные линии, параллельные линии (прямые, волнистые и т.д.)
(6 занятий)
• Обведи сложный рисунок, не отрывая карандаш от бумаги. (1 занятие)
5.5. Копирование (13 занятий)
• Проведи непрерывные линии, параллельные линии (прямые, волнистые и т.д.)
(1 занятие)
• Обведи сложный рисунок, не отрывая карандаш от бумаги (6 занятий)
• Скопируй простой узор, геометрические фигуры, рисунок (2 занятия)
• Восстанови отсутствующую половину симметричного рисунка (2 занятия)
• Скопируй изображения по клеткам и точкам (2 занятия)
13

5.6. Штриховки (5 занятий)
• Овладеваем различными приемами штриховки (прямыми, линиями, точками,
спиралями и т.д.) (2 занятия)
• Раскрашиваем, не выходя за контуры (3занятия)
2.2.

Тематическое планирование по дополнительной общеразвивающей
программы.

№
заняти
я

Тема занятия

Количест
во
занятий

Сентябрь

1.

Выявление уровня развития познавательных интересов в начале учебного года.
Тесты

1

2.

Развитие восприятие, внимание. Сравнение и сопоставление похожих предметов

1

3.

Развитие памяти. Запоминать пары: предмет – символ

1

4.

Развитие логического мышления. Выстраивать логические цепочки (дорисуй
нужную фигуру, дорисуй ряд, не нарушая закономерности)

1

5.

Развитие восприятие, внимание. Найди различия и общее.

1

6.

Развитие мелкой моторики. Проведи непрерывные линии, параллельные линии
(прямые, волнистые и т.д.)

1

7.

Развитие логического мышления. Найди закономерности в таблицах (разместить в
пустых клеточках фигурки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике фигурки
не повторялись, и т. п.)

1

8.

Развитие восприятие, внимание. Игры на внимание, на быстроту реакции (повторять
за взрослым движение)

1

Итого: 8 занятий
Октябрь

1. Развитие восприятие, внимание. Сравнение и сопоставление похожих предметов

1

2. Развитие памяти. Запомни пары: предмет – символ

1

14

3. Развитие мелкой моторики. Восстанови отсутствующую половину симметричного

1

4. Развитие логического мышления. Выстраиваем

логические цепочки (дорисуй

1

5. Развитие логического мышления. Задачи на пространственное мышление (размещать

1

6. Развитие логического мышления. Найди закономерности в таблицах (разместить в

1

7. Развитие восприятие, внимание. Игры на внимание, на быстроту реакции (повторять

1

8. Развитие мелкой моторики. Восстанови отсутствующую половину симметричного

1

рисунка

нужную фигуру, дорисуй ряд, не нарушая закономерности)
предметы в определённом порядке, рисовать одни фигуры внутри других)

пустых клеточках фигурки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике фигурки
не повторялись, и т. п.)
за взрослым движение)

рисунка

Итого: 8 занятий
Ноябрь
1. Развитие восприятие, внимание. Сравнение и сопоставление похожих предметов

1

2. Развитие логического мышления. Задачи на пространственное мышление

1

3. Развитие мелкой моторики. Скопируй изображения по клеткам и точкам

1

4. Развитие мелкой моторики. Проведи непрерывные линии, параллельные линии

1

5. Развитие восприятие, внимание. Найди различия и общее

1

6. Развитие восприятие, внимание. Игры на внимание, на быстроту реакции (повторять

1

7. Развитие мелкой моторики. Скопируй изображения по клеткам и точкам

1

8. Развитие восприятие, внимание. Найди точно такой же предмет

1

(размещать предметы в определённом порядке, рисовать одни фигуры внутри
других)

(прямые, волнистые и т.д.)

за взрослым движение)

ИТОГО: 8 занятий
Декабрь
1. Развитие логического мышления. Задачи на пространственное мышление (размещать

1

2. Развитие памяти. Запомни пары: предмет – символ

1

3. Развитие мелкой моторики. Овладеваем различными приемами штриховки (прямыми,

1

предметы в определённом порядке, рисовать одни фигуры внутри других)

линиями, точками, спиралями и т.д.)

15

4. Развитие памяти. Запомни расположение предметов, изменение в картинках

1

5. Развитие логического мышления. Выстрой логические цепочки (дорисуй нужную

1

6. Развитие мелкой моторики. Обведи сложный рисунок, не отрывая карандаш от

1

7. Развитие восприятие, внимание. Найди фрагменты изображения по образцу

1

8. Развитие мелкой моторики. Проведи непрерывные линии, параллельные линии

1

фигуру, дорисуй ряд, не нарушая закономерности)
бумаги.

(прямые, волнистые и т.д.)

ИТОГО: 8 занятий
Январь
1. Развитие мелкой моторики. Обведи сложный рисунок, не отрывая карандаш от

1

2. Развитие восприятие, внимание. Найди фрагменты изображения по образцу

1

3. Развитие логического мышления. Найди закономерности в таблицах (разместить в

1

4. Развитие памяти. Запомни и повторить рассказ

1

5. Развитие восприятие, внимание. Найди точно такой же предмет

1

6. Развитие памяти. Запомни расположение предметов, изменение в картинках

1

7. Развитие мелкой моторики. Проведи непрерывные линии, параллельные линии

1

8. Развитие мелкой моторики. Обведи сложный рисунок, не отрывая карандаш от

1

бумаги

пустых клеточках фигурки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике фигурки
не повторялись, и т. п.)

(прямые, волнистые и т.д.)
бумаги

ИТОГО: 8 занятий
Февраль
1. Развитие восприятие, внимание. Найди различия и общее

1

2. Развитие памяти. Запомни цепочку из 7-10 слов, повторять их по памяти

1

3. Развитие памяти. Запомни различные предметы до семи штук

1

4. Развитие мелкой моторики. Овладеваем различными приемами штриховки (прямыми,

1

5. Развитие логического мышления. Найди общие признаки у предметов, объединённые

1

6. Развитие мелкой моторики. Проведи непрерывные линии, параллельные линии

1

линиями, точками, спиралями и т.д.)

в группы (находить лишний предмет, слово, добавлять недостающие предметы)
(прямые, волнистые и т.д.)

16

7. Раскрась, не выходя за контуры

1

8. Развитие логического мышления. Восстанови последовательность событий

1

ИТОГО: 8 занятий
Март
1. Развитие памяти. Запомни различные предметы до семи штук

1

2. Развитие мелкой моторики. Скопируй

1

простой узор, геометрические фигуры,

рисунок

3. Развитие восприятие, внимание. Найди фрагменты изображения по образцу

1

4. Развитие мелкой моторики. Обведи сложный рисунок, не отрывая карандаш от

1

5. Развитие логического мышления. Найди общие признаки у предметов, объединённые

1

6. Развитие восприятие, внимание. Найди различия и общее

1

7. Развитие памяти. Запомни и повтори рассказ

1

8. Развитие восприятие, внимание. Найди точно такой же предмет

1

бумаги

в группы (находить лишний предмет, слово, добавлять недостающие предметы)

ИТОГО: 8 занятий
Апрель
1. Развитие памяти. Запомни цепочку из 7-10 слов, повторять их по памяти

1

2. Развитие логического мышления. Найди общие признаки у предметов,

1

3. Развитие мелкой моторики. Проведи непрерывные линии, параллельные линии

1

4. Развитие логического мышления. Восстанови последовательность событий

1

5. Развитие памяти. Запомни расположение предметов, изменение в картинках

1

6. Развитие мелкой моторики. Обведи сложный рисунок, не отрывая карандаш от

1

7. Раскрась, не выходя за контуры

1

8. Развитие мелкой моторики. Овладеваем различными приемами штриховки

1

объединённые в группы (находить лишний предмет, слово, добавлять недостающие
предметы)
(прямые, волнистые и т.д.)

бумаги

(прямыми, линиями, точками, спиралями и т.д.)

ИТОГО: 8 занятий
Май
1. Развитие памяти. Запомни и повтори рассказ
17

1

2. Развитие мелкой моторики. Обведи сложный рисунок, не отрывая карандаш от

1

3. Развитие мелкой моторики. Скопируй

1

бумаги.

простой узор, геометрические фигуры,

рисунок

4. Развитие памяти. Запомни цепочку из 7-10 слов, повторять их по памяти

1

5. Развитие мелкой моторики. Раскрась, не выходя за контуры

1

6. Развитие памяти. Запомни различные предметы до семи штук

1

7. Развитие логического мышления. Найди общие признаки у предметов, объединённые

1

8. Развитие логического мышления. Восстанови последовательность событий

1

в группы (находить лишний предмет, слово, добавлять недостающие предметы)

ИТОГО: 8 занятий
ИТОГО: 72 занятия
2.3.

Описание вариативных форм, методов, способов и средств реализации
дополнительной общеразвивающей Программы.

Используются групповая и индивидуальная форма, а также работа с малыми
подгруппами.
Формы проведения занятий: учебное занятие, открытое занятие, беседа, игра,
развлечение.
Методы и приемы работы:
Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты)
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)
Информационно - компьютерные технологии (презентации)
Практические (упражнения)
Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические
задачи, дидактический материал).
Виды, формы, методы работы.
Занятия, включают различные виды детской деятельности:
•
•
•
•
•

познавательную,
продуктивную,
двигательную,
коммуникативную,
конструктивную.

В процессе занятий используются различные формы:
•
•

Традиционные
Комбинированные
18

•
•
•
•
•
•
•

Практические
Игры, конкурсы
Ситуативный разговор
Беседа
Рассказ
Чтение
Проблемная ситуация

Методы работы с детьми
Словесный - обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
Практический - (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по
инструкции);
Наглядный - (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов,
фотографий, электронных презентаций);
Поисковый - (моделирование, опыты, эксперименты).
Метод игры (дидактические игры, развивающие игры, ребусы, лабиринты,
логические задачи,) на развитие внимания, памяти, блоки Дьенеша, палочки
Кьюзенера, игры-конкурсы, соревнования.
2.4.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является
единственным общественным институтом, регулярно и неформально
взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на нее
определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены
следующие принципы:
• единый
подход к процессу воспитания ребенка;
• открытость
дошкольного учреждения для родителей;
• взаимное
доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение
и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный
подход к каждой семье;
• равно
ответственность родителей и педагогов.
Ведущая цель взаимодействия с семьей – обеспечение
психологопедагогической поддержки семьи в вопросах воспитании детей, в развитии
индивидуальных способностей дошкольников, повышение компетентности
19

родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны
и укрепления здоровья детей.
Задачи:
1. Формирование психолого-педагогических знаний родителей;
2. Приобщение родителей к участию жизни ДОУ;
3. Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и
обучении детей;
4. Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
• ознакомление
родителей с результатом работы ДОУ на общих
родительских
собраниях,
анализом
участия
родительской
общественности в жизни ДОУ;
• ознакомление
родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на
физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
• участие
в составлении планов спортивных и культурно-массовых
мероприятий, работы родительского комитета;
• целенаправленную
работу, пропагандирующую общественное
дошкольное воспитание в его разных
формах;
• обучение
конкретным приемам и методам воспитания и развития
ребенка в разных видах
детской деятельности на семинарахпрактикумах, консультациях и открытых
занятиях.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в
ДОО решается в четырех направлениях:
- работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями (законными
представителями);
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей);
- вовлечение родителей (законных представителей) в деятельность ДОО,
совместная работа по обмену опытом;
- участие в управлении образовательной организации.
В основе взаимодействия педагогического коллектива и семьи лежит
сотрудничество. Инициатива в установлении взаимодействия с семьей
принадлежит педагогу.
Родители играют главную роль в воспитании своего ребенка, а педагоги создают
условия и содействуют родителям и ребенку в его развития как неповторимой
индивидуальности.

20

Современный родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по
воспитанию ребенка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были
учтены в работе воспитателей.
Формы организации работы с родителями:
• консультации о подборе развивающих игр для детей 5-6 лет;
• индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного
ребенка;
• развлечения, педагогические всеобучи - практикумы, собрания с показом
фрагментов деятельности детей;
• совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
• подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие
логического мышления.
3. Организационный раздел дополнительной общеразвивающей
Программы
3.1. Организационные условия реализации дополнительной
общеразвивающей программы
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую
половину дня. Программа рассчитана на 72 занятия в год. Продолжительность
занятия 25 минут. Последовательность занятий и количество часов на каждую
тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов
наблюдений педагога. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит
от возрастной категории детей.
Продолжительность занятий

Обучающиеся 5-6 лет

Продолжительность образовательной деятельности

25 мин

Объем недельной нагрузки для реализации дополнительных
общеразвивающих программ

2

Максимальный объем недельной образовательной нагрузки по
реализации дополнительных общеразвивающих программ

2 ед. в неделю 50 мин.

Методическое обеспечение программы:
Материалы и инструменты:
- геометрические фигуры;
-наборы разрезных картинок;
- сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года;
21

- полоски, ленты разной длины и ширины;
- цифры;
- игрушки;
- фланелеграф;
- мольберт;
- чудесный мешочек;
- знаки-символы; пластмассовый и деревянный строительный материал;
геометрическая мозаика; счётные палочки; предметные картинки; блоки
Дьенеша; палочки Кьюизенера; лото; дидактические и развивающие игры.
3.2. Расписание занятий
Программа рассчитана на 72 занятия в год, занятия проводятся 2 раза в неделю,
продолжительность занятий 25 минут.
5 - 6 лет
Понедельник

16.00 -16.25

Среда

16.00 – 16.25

3.3. Особенности организации развивающей предметно – пространственной
среды.
Развивающая предметно-пространственная среда должна позволять
организовать как совместную деятельность педагога с детьми, так и
самостоятельную детскую деятельность, направленную на саморазвитие ребенка
под наблюдением и при поддержке взрослого.
Инновационность подхода к организации развивающей предметнопространственной среды развития ребенка определяется актуальностью
интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и
необходимостью организации центров активности на принципах развития и
интеграции.
Центр занимательной математики оснащён материалами и атрибутами,
позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки,
закреплять уже имеющиеся знания, открывать для себя новое в области
математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисковоисследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.
Содержание центра познавательного развития в группах ДОУ:
22

1.Разнообразные игры на развитие сенсорных чувств в соответствии с возрастом и
развитием детей: игры на формирование элементарных математических
представлений по количеству и счету, величине и форме предметов, ориентировке
в пространстве и времени.
2.Разнообразный счетный, наглядный материал: плоскостные предметные
картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и
др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного
цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.
3.Занимательный материал математического содержания:
- задачи–шутки, головоломки, ребусы, игр на нахождение сходства и различия и
др.;
- математические загадки;
- математические считалки;
- математические развивающие, логические игры, соответствующие возрасту
детей ( Танграм, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.)
- приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, магниты, мерные
ложки.
В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики
содержит:
- трафареты, линейки и другие измерительные эталоны;
- дидактические игры, развивающие умения:
-создавать множества (группы предметов)из разных по качеству элементов
(предметов разного цвета, размера, формы, назначения; звуков, движений);
- умение понимать отношение рядом стоящих чисел;
- умение устанавливать последовательность различных событий.
Дидактические игры:
- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей
(«Дроби», «Составь круг»);
- игры с цифрами, монетами;
- игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать
разные величины. («Сравни и подбери»);
- модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»).
- календарь, модель календаря.
Развивающие игры:
- игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, лото-бочонки и
т.п.;
- часы-конструктор, весы;
- блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др.
23

3.4. Средства обучения и воспитания
Список используемой литературы и электронных ресурсов.
1. Кралина М. В. «Логика». Учебное пособие для педагогов, воспитателей,
родителей. – Екатеринбург: У – Фактория, 2000. – 120 с. с ил.
2. Колесникова Е. В. «Я решаю логические задачи: Математика для детей 5-7
лет». 2-е изд., исправл. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 48с.
3. Гордиенко Н. «Развиваем логику»: 5-6 лет. ФГОС ДО. – 2 –е изд., перераб. и
доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 32 с.: цв. ил.
4. Ткаченко Т. В., Плаксина Н. В. Рабочая тетрадь по логике. Орск, 2016. – 36 с.
5. Гаврина С. В., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.
«Мышление». – М.: РОСМЭН, 2012. – 78 с.
6.Ивлева В. В. «Ступеньки к математике: для детей 4-6 лет». Рабочая тетрадь.
Минск: 2019. – 32 с.
7. Ивлева В. В. «Развитие логики, внимания и памяти: для детей 4-6 лет». Рабочая
тетрадь. Минск: 2019. – 32 с.
8. Белых В. А. «Учимся штриховать: книжка – раскраска». Ростов н/Д: Феникс,
2018. – 8 с: ил. – (Прописи дошкольника).
9. Бурдина С. В. «Волшебные картинки». – Киров: 2016. – 18 с.
10. Бурдина С. В. «Нарисуй по образцу». – Киров: 2014. – 18 с.
11. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: Психическое развитие
ребенка до поступления в школу. – М.: 2002.
12. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для учителей,
воспитателей и родителей. – Спб., 2000
13. Соколова Ю. «Логика». – Эксмо, 2007 – 220 с.
14. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика.
Введение в научное психологическое исследование с элементами математической
статистики. - 640 с. C 90-92.
Электронные ресурсы:
1.Немов Р. С. Методика «Нелепицы». Тесты для детей дошкольного возраста.
2.Немов Р. С. Методика «Что лишнее». Тесты для детей дошкольного возраста.
3.Немов Р. С. Методика «Запомни рисунок». Тесты для детей дошкольного
возраста.
4.Немов Р. С. Методика «Придумай рассказ». Тесты для детей дошкольного
возраста.

24

5.Немов Р. С. Методика «Чего не хватает». Тесты для детей дошкольного
возраста.
6. Венгер Л. А. «Самое непохожее». Психологические тесты.
7. Тихомирова Л. Ф. «Определение обобщающих понятий». Тесты.
8. Замбицавичене Э. Ф. «Определение уровня умственного развития старших
дошкольников». Тесты.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Варианты диагностического обследования детей.
1.«Определение обобщающих понятий» Автор Л.Ф. Тихомирова.
Ребёнку предлагается один из наборов, в каждом из которых 10 слов.
Задание ребёнку: дать определение каждому из предлагаемых слов.
1. Школа, больница, автобус, самолёт, сапоги, пальто, карандаш, хлебница, чашка,
слива.
2. Улей, берлога, автомобиль, троллейбус, ботинки, рубашка, ручка, маслёнка, яблоня,
тарелка.
3. Аквариум, скворечник, трамвай, теплоход, фломастер, кроссовки, тетрадь, куртка,
сахарница, груша.
На то, чтобы дать определение для каждого слова, отводится 30 секунд. За каждый
правильный ответ даётся один балл. Если ответ ребёнка не совсем точен, даётся 0,5
балла. Исследователь должен быть уверен, что ребёнок знает предлагаемое слово.
Только после этого его просят самостоятельно дать определение.
Оценка результата: Максимальное количество баллов — 10, минимальное — 0. При
повторном проведении исследования детям даётся 2-ой и 3-ий набор слов.
8-10 баллов — высокий уровень развития.
4-7 баллов — средний уровень развития.
1-3 балла — низкий уровень развития.
2.«Определение уровня умственного развития старших
дошкольников».Автор Э.Ф. Замбицавичене.
Тест состоит из 4-ёх субтестов.
•
Исследование дифференциации существенных признаков предметов и
явлений от несущественных, а также запаса знаний.
•
Исследование операций обобщения, способности выделить существенные
признаки предметов.
•
Исследование способности устанавливать логические связи и отношения
между понятиями.
25

•
Выявление умения обобщать.
Субтест №1.
Выберите одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит начатое
предложение.
1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
2. В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
3. В году (24, 3, 12, 7) месяцев.
4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5. Самая большая птица (ворона, страус, воробей, сокол, орёл).
6. Розы – это (фрукты, овощи, цветы, дерево).
7. Сова всегда спит (ночью, утром, вечером, днём).
8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
10. Город России – (Париж, Москва, Лондон, Варшава, Россия).
Субтест №2.
В каждой строке даны пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу
и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо
найти и назвать его.
1. Тюльпан, лилия, ромашка, фасоль, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4. Томск, Новосибирск, Москва, Новокузнецк, Кемерово.
5. Тополь, берёза, орешник, липа, осина.
6. Окружность, треугольник, указка, прямоугольник, квадрат.
7. Иван, Сергей, Нестеров, Никита, Андрей.
8. Число, плюс, минус, равно, неравно.
9. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
10. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Субтест №3.
В первом примере дана пара слов, которые находятся в определённой связи между
собой.
Для второго слова необходимо подобрать одно из пяти слов, приведённых в скобках,
так, чтобы они находились в такой же связи.
1. Огурец – овощ;
Георгин – (сорняк, роса, садик, цветок, земля).
2. Учитель – ученик;
Врач – (почки, больные, палата, термометр, больница).
3. Огород – морковь;
Сад – (забор, скамейка, яблони, колодец, собака).
4. Цветок – ваза;
Птица – (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья).
5. Перчатка – рука;
Сапог – (чулки, подошва, кожа, нога, щетка).
26

6. Тёмный – светлый;
Мокрый – (солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный).
7. Часы – время;
Термометр – (стекло, температура, кровать, больной, врач).
8. Машина – мотор;
Лодка – (река, моряк, болото, парус, волна).
9. Стул – деревянный;
Игла – (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная).
10. Стол – скатерть;
Пол – (мебель, доска, гвозди, ковёр, пыль).
Субтест №4.
Эти пары слов нужно назвать одним названием.
1. Метла, лопата – 6. Шкаф, диван —
2. Окунь, карась – 7. День, ночь —
3. Лето, зима – 8. Слон, муравей —
4. Огурец, помидор – 9. Июнь, июль —
5. Сирень, шиповник — 10. Дерево, цветок —
Оценка результатов теста.
Субтест №1. За правильный ответ после первой попытки– 1 балл. Если ответ
неверный, предлагается подумать. За правильный ответ после второй попытки – 0,5
балла.
Субтест №2. За правильный ответ – 1 балл. За правильный ответ со второй попытки –
0,5 балла.
Субтест №3. За правильный ответ – 1 балл, со второй попытки – 0,5 балла.
Уточняющие вопросы не задаются.
Субтест №4. Оценки аналогичны вышеприведённым. Уточняющие вопросы не
задаются.
Максимальное количество баллов, которое может набрать ребёнок – 40.
Х *100%
Оценка успешности (ОУ) = ----------------, где Х – количество баллов, полученных
испытуемым. 40
Уровни успешности:
5-ый – 40 баллов (100%);
4-ый – 32-39 баллов (80-99%);
3-ий – 26-31,5 балла (65-79,9%);
2-ой – 20-25,5 балла (50-64,9%);
1-ый – менее 19,5 балла (менее 49,9%).
3. Методика Р. С. Немова «Нелепицы».
Цель: оценка образно-логического мышления ребенка.
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные
представления ребенка об окружающем мире, о логических связях и отношениях,
27

существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их
образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение
ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Стимульный материал: картинки с нелепым содержанием 2 варианта:
а)бытовые ситуации;
б) природные явления.
Процедура проведения: вначале ребенку показывают первую картинку, в ней
имеется несколько довольно нелепых ситуаций на бытовую тему. Во время
рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего
содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь
находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-то тебе покажется не
так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему
это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции нелепицы выполняются последовательно.
Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а
затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинок и выполнения задания ограничено 3 минутами. За
это время ребенок должен заметить, как можно больше нелепых ситуаций и
объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов.
10 баллов – такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время
он заметил все имеющиеся на картинке нелепицы, успел удовлетворительно
объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8-9 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до
трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно
быть.
6-7 баллов – ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3-4 из них
не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
4-5 баллов – ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за
отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2-3 балла – за отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 нелепиц, а до
объяснения дело не дошло.
0-1 балл – за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из 7
имеющихся нелепиц.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
28

2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий
4. Методика Р. С. Немова «Что лишнее».
Эта методика предназначена для детей дошкольного возраста. Она призвана
исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции
анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок,
на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей
инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней
предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи,
какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время,
меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно
объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
29

2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень
высокий
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл - очень низкий.
5. Методика Р. С. Немова «Придумай рассказ».
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо в
течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут. Это может
быть какая-либо история или сказка.
Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим
признакам:
1) скорость придумывания рассказа;
2) необычность, оригинальность сюжета;
3) разнообразие образов, используемых в рассказе;
4) проработанность и детализация этих образов;
5) эмоциональность образов.
По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2
баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной
признак из перечисленных выше.
Оценка результатов
Скорость придумывания рассказов оценивается:
2 баллами - если ребенку удалось придумать рассказ в течение не более 30
секунд;
1 баллом — если на придумывание рассказа ушло от 30 секунд до 1 минуты;
0 баллов — если за 1 минуту ребенок так и не смог ничего придумать.
Необычность, оригинальность сюжета оценивается:
2 баллами — если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком,
оригинален;
1 баллом — если ребенок привносит в виденное или слышанное что-нибудь
новое от себя;
30

О баллов — если ребенок просто механически пересказывает то, что он
когда-либо видел.
Разнообразие образов оценивается:
2 баллами — если в рассказе имеется четыре и более персонажей (вещи,
события);
1 баллом — если в рассказе используется 2-3 персонажа;
0 баллов — если в рассказе говорится только об одном персонаже.
Оценка проработанности и детализации
производится следующим образом:

образов

в

рассказе

2 баллами — если объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и
более признаками;
1 баллом — если, кроме названия, указываются еще 1-2 признака;
0 баллов — если персонажи в рассказе только называются и дополнительно
не характеризуются.
Эмоциональность образов в рассказе оценивается так:
2 баллами — если сам рассказ и его передача рассказчиком достаточно
эмоциональны;
1 баллом — если у рассказчика эмоции слабо выражены и слушатели
слабо эмоционально реагируют на рассказ;
О баллов — если образы рассказа не производят никакого впечатления на
слушателя.
6. Методика Р. С. Немова «Запомни рисунки».
Данная методика предназначена для определения объема кратковременной
зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки,
представленные на рис. 13 А. Им дается инструкция примерно следующего
содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить
их и затем узнать на другой картинке (рис. 13 Б), которую я тебе сейчас
покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще
шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на
второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из
картинок».
Время экспозиции стимульной картинки (рис. 13 А) составляет 30 сек. После
этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему
31

показывают вторую картинку — рис. 13 Б. Эксперимент продолжается до тех
пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок узнал на картинке 13 Б все девять изображений,
показанных ему на картинке 13 А, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов — ребенок узнал -на картинке 13 Б 7-8 изображений за время от 45
до 55 сек.
6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл — ребенок не узнал на картинке 13 Б ни одного изображения в
течение 90 сек и более.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.

32

7. Методика Р. С. Немова «Чего не хватает на этих рисунках».
Методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя
одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность
ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и
представлять эти заключения в словесной форме.
Суть методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков,
представленных на рисунке. На каждой из картинок этой серии не хватает какойто существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее
определить и назвать отсутствующую деталь.
Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время,
затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в
баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития
восприятия ребенка.
Оценка результатов теста
•
•

10 баллов – ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек,
назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов
8-9 баллов – время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от
26 до 30 сек.
33

•
•
•
•

6-7 баллов – время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35
сек.
4-5 баллов – время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до
40 сек.
2-3 балла – время поиска всех недостающих предметов оказалось в
пределах от 41 до 45 сек.
0-1 балл – время поиска всех недостающих деталей составило в целом
больше чем 45 сек.

Выводы об уровне развития восприятия
•
•
•
•
•

10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 балл – очень низкий.

34

8. ДИАГНОСТИКА
МЫШЛЕНИЯ
РЕБЕНКА.
Методика
«Самое
непохожее».
Данная диагностическая методика относится к нестандартным методикам и
применяется для обследования детей в возрасте пяти-семи лет.
Направлена методика «Самое непохожее», автором которой является Л. А.
Венгер, на диагностику мышления ребенка.
Какие же особенности мышления можно выявить благодаря методике
«Самое непохожее»?
С помощью данной диагностической методики можно определить уровень
овладения такими мыслительными операциями: анализ, сравнение, а также
обобщения признаков.
Необходимый материал для проведения обследования
Набор геометрических фигур (смотрите первую картинку с фигурками), которые
отличаются тремя признаками: размер, цвет, форма. Количество фигур – 8. Из
них 4 круга и 4 квадрата. Из четырех кругов 2 маленьких и 2 больших. Из двух
больших кругов один красный, а другой синий. Из двух маленьких кругов, также,
один красный, а другой синий. Аналогично обстоит дело с квадратами.

Порядок проведения диагностической методики «Самое непохожее»
Взрослый раскладывает перед ребенком все вышеназванные фигуры в
произвольном порядке (смотрите второй рисунок с фигурами), можно их все
положить и в один ряд.

35

Далее взрослый предлагает ребенку рассмотреть фигуры, лежащие перед ним. Он
обращает внимание ребенка на то, что все эти фигуры разные, и просит
рассказать, чем они отличаются друг от друга.
Необходимо проследить, чтобы были названы все отличительные признаки
фигур: цвет, форма, размер. Ребенок может назвать их более доступным для себя
способом. Например: одни большие фигурки, а другие маленькие; эти круглые, а
эти квадратные; одни красного цвета, а другие синего.
Можно помочь ребенку наводящими вопросами. Например, взрослый берет два
круга одного цвета (две фигуры, отличающиеся по одному признаку) и
спрашивает у ребенка, чем они отличаются (размером: один большой, а другой
маленький). Подобным образом отмечаются и другие отличительные признаки.
Потом делается обобщающий вывод о том, что здесь есть фигуры красные и
синие, круглые и квадратные, маленькие и большие.
После этого взрослый одну из фигур (в данном случае не имеет значения, какую
именно) достает из общего ряда и кладет перед ребенком. При этом ребенку
дается задание – найти самую непохожую на эту фигуру среди всех остальных.
Также уточняется, что здесь есть только одна самая непохожая фигура.
Выбранную ребенком фигуру взрослый кладет рядом с исходной и спрашивает
его о том, почему он выбрал именно эту фигуру, почему именно она, по его
мнению, самая непохожая. Ответы ребенка фиксируются.
Задание повторяется не менее2-3 раз, то есть ребенок находит самую непохожую
фигуру для 2-3 образцов.
Оценка результатов проводимого обследования
Высокий уровень выполнения задания. Ребенок при выборе самой непохожей
фигуры в подавляющем большинстве случаев ориентировался на все три признака
и называл один или два.
36

Средний уровень выполнения задания. Ребенок в большинстве случаев делал
выбор самой непохожей фигуры по двум признакам и называл один.
Низкий уровень выполнения задания. Ребенок ориентировался в основном на
один признак, не называя его.
ВАЖНО:
Не перестаю повторять, уважаемые взрослые, никогда не делайте поспешных
выводов. Помните, чем больше различных методик будет использовано, тем
объективнее будет конечный результат. И еще, не забывайте о позитивном
настрое и уважительном отношении к каждому ребенку.
Для проведения исследования памяти ребенка рекомендую диагностическую
методику "Десять слов", для исследования восприятия - методику "Пирамидка", а
для выявления самооценки ребенка-дошкольника - методику "Лесенка"

37

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3537) 40-96-88

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».