Программа Азбука общения

Принят на заседании
педагогического совета
МДОАУ «Детский сад № 31 г. Орска»
Протокол № 3 от 18.05.2022

Утверждаю:
Заведующий МДОАУ
МДОАУ «Детский сад № 31 г. Орска
____________ Панферова И.А.

МДОАУ
"ДЕТСКИЙ
САД № 31 Г.
ОРСКА"

Подписано
цифровой подписью:
МДОАУ "ДЕТСКИЙ
САД № 31 Г. ОРСКА"
Дата: 2023.01.19
14:06:28 +05'00'

Дополнительная общеразвивающая программа
психолого – педагогической направленности
«Азбука общения»
возраст детей 5 -7 лет
срок реализации: 01.09.2022 – 31.05.2023г.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 31 комбинированного вида «Звездочка» г. Орска»

Разработала: педагог-психолог
Воробщикова
Елена Ивановна

2022г.

Содержание
1. Целевой раздел программы

3

1.1 Пояснительная записка

3

1.1.1 Цель и задачи Программы

5

1.1.2. Принципы построения Программы

6

1.1.3. Возрастные особенности детей

7

1.2. Прогнозируемые результаты

11

2. Содержательный раздел Программы

12

2.1.Содержание образовательной деятельности детей 5-6 лет

13

2.2. Содержание образовательной деятельности детей 6-7 лет

14

2.3.Взаимодействие с родителями воспитанников

16

3. Организационный раздел Программы

17

3.1 Организационные
Программы

условия

реализации

дополнительной 17

3.2 Средства обучения и воспитания

17

3.3 Особенности организации предметно-пространственной среды

17

Список литературы

19

2

1.Целевой раздел программы
1.1.Пояснительная записка.
Общение – это процесс передачи и приема вербальной и невербальной
информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор
формирования личности, один из главных видов деятельности человека,
направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Именно в период старшего дошкольного возраста общение является основным
условием развития ребенка, важнейшим фактором формирования личности,
один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и
оценку самого себя через посредство других людей.
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками даёт возможность
ребенкустаршего дошкольного возраста усваивать эталоны социальных норм
поведения. В определённых жизненных ситуациях дошкольник сталкивается с
необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и
требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка
становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение выполняет многообразные функции в жизни людей.
Основными из них являются:
- организация совместной деятельности людей (согласование и
объединение людей, их усилий для достижения общего результата);
- формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие
с целью налаживания отношений);
- познание людьми друг друга.
Данная Программа дополнительного образования направлена на
формирование коммуникативной компетентности у детей старшего
дошкольного возраста (5-7 лет), на воспитание их личностных качеств
средствами межличностного общения.
Содержание данной программы раскрывается в аспекте требований
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
Коммуникативная компетентность-это умение ставить и решать
определенного типа коммуникативные задачи – определять цели
коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы
коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии
коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного
речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную
компетентность входит способность устанавливать и поддерживать
необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение
определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения
(правилами вежливости и др.).
В ходе выполнения Программы используется вид дополнительной
общеобразовательной деятельности – проблемно-ценностное общение,
3

которое формирует и развивает эмоциональный мир дошкольника, учит
грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.
Общение играет особую роль в психологическом развитии детей
старшего дошкольного возраста. Это развитие осуществляется следующим
образом:
- обогащение коммуникативного опыта детей путем постановки задач,
требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
- благодаря возможности для детей черпать в общении образцы
действий и поступков взрослых;
-вследствие благоприятных условий для раскрытия детей своего
творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего
действия мнений и оценок взрослого.
Основные мотивы общения:
- потребность во впечатлениях (познавательный мотив);
- потребность в активной деятельности;
- потребность в признании и поддержке (личностный мотив).
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных
средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет
умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать
эмоциональное состояние собеседника.
Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение
различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если
своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в
различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном
общении.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание
уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам,
эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы
педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей
уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к
мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.
Одной из важнейших идей программы является идея мира и ненасилия
в общении. В связи с этим в процессе развития коммуникативных навыков
большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их
чувствам, эмоциям, т. е. духовному слою, что чрезвычайно актуально на
современном этапе развития общества.
Использование нами в работе дополнительных сказочных героев
помогает ребенку вникнуть вглубь себя, своих эмоциональных переживаний.
Практически на каждом занятие дети будут заниматься изобразительной
деятельностью с тематикой текущего занятия, что поможет глубже
проникнуться в ту или иную проблему.
Содержание предполагаемых разделов Программы предусматривает
обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками,
4

необходимыми для успешного развития процесса общения, социального
взаимодействия. В программе особое внимание уделяется установлению
взаимопонимания между родителями и детьми, воспитателями и
воспитуемыми.
Направленность программы
Программа имеет социально-педагогическую направленность и
предназначена для детей, имеющих недоразвитие речи, а также желающих
научиться общаться и более глубоко изучить свой внутренний мир и
внутренний мир окружающих.
Актуальность программы
В возрасте 5 -7 лет дети только начинают постигать новые для них
отношения, расширяют контакты. Именно на данном этапе детям необходимо
дать представление о нормах и правилах отношений со своими сверстниками,
окружающими людьми, раскрыть их нравственную сущность. Также у детей, у
которых имеется недоразвитие речи существуют определенные барьеры в
общении как со сверстниками, так и со взрослыми, поэтому именно на данном
возрастном этапе необходимо помочь детям преодолеть данные барьеры в
общении, чтобы в дальнейшем их развитие было полноценным.
Новизна программы
Заключается в ее направленности на решение нескольких задач: понятия
и принятия себя, взаимодействие с другими людьми и формирования
нравственного сознания. В уже существующих программах не всегда
учитываются все эти особенности.
Также в нашей программе мы разделили занятия по тематическим
блокам, чтоб ребенок постепенно разбирался в себе, а уже через понимания
своих эмоций он постигал умение контактировать с другими людьми.

1.1.1.

Цель и задачи Программы

Цель:Формирование у детей навыков самостоятельной деятельности,
социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и
другого человека.
Задачи Программы:
1.Обучать детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой».
2. Воспитать интерес к окружающим людям, развить чувства понимания
и сопереживания другим людям.
3. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях
(со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми)
с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
4. Формировать у детей умений и навыки практического владения
выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) —
средствами человеческого общения.
5

5. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на
анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
6. Повысить уровень самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к
мнению собеседника.
7. Выработать у детей положительные
черты характера,
способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.
8. Развивать творческие способности и выражения в процессе
коммуникативной деятельности.
9. Сознательное овладение детьми речевыми средствами общения.
10. Развивать активность, самостоятельность, организаторских
способностей ребенка в процессе коммуникативной деятельности.
Возраст детей
5-7 лет – дети старшего дошкольного возраста.

1.1.2.Принципы построения Программы.
Принципы, которые позволяют достичь поставленные задачи:
-принцип системности - предполагает преемственность знаний,
комплексность в их усвоении;
-принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного
развития. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания программы
на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и
психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом
индивидуальных возможностей и способностей. -принцип целесообразности и
причинной обусловленности - любое психологическое воздействие должно
быть осознанным, должно быть подчинено поставленной цели;
- принцип активности ребенка;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья
ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к
чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и
бесконфликтного взаимодействия;
- принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет
построение особого рода взаимодействия между детьми и педагогомполисубъектного взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех
участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и
оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире;
- принцип психологизации. Связан с использованием научных
психологических знаний, преподнесенных через систему образных
представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки
себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации
самоотношения, формирования эффективной саморегуляции;
6

- принцип событийности. Суть этого принципа заключается в
следующем: при проведении занятий психолог должен обеспечить их
превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут
переживаться всеми участниками полисубъектного взаимодействия как
целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в
окружающем мире. Только в том случае, когда каждое занятие станет
событием и для каждого ребенка, и для педагога, оно реализует свой
развивающий и психокоррекционный потенциал;
-принцип психологической безопасности;
В основе программы «Азбука общения» лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:
-воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий
компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель
и результат образования;
- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей
обучающихся;
- разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных
особенностей каждого ребенка, обеспечивающих рост творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

1.1.3. Возрастные особенности детей.
Дети 5-6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и
строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие
сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и
интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения
детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные
отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах
деятельности взрослых, одни роли становятся для них более
привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать
конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается
организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой
«центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается
кабинет врача, в игре «Парикмахерская» зал стрижки, а зал ожидания
выступает в качестве периферии игрового пространства.)
Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
7

активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч
рисунков. Рисунки могут быть самыми разными но содержанию: это и
жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к
фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные
изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью
композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.
Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто
встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или,
напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится
более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о
половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного
человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в
которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные
детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в
зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом
обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой
постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе
схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе
совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз
(два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два
способа конструирования: 1) от природного материала к художественному
образу (вэтом случае ребенок «достраивает» природный материал до
целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от
художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок
подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов; представления детей систематизируются. Дети
различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но
и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,
треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд
по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и
совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности
объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Кроме того, продолжают
совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического
мышления. Так, например, старшие дошкольники при группировании
объектов могут учитывать два признака.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять
достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения
специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться
8

устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается
переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные
звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность
речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют
практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче
становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в
игровой
деятельности;
структурированием
игрового
пространства;
дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся
высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного
способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом
сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением
мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные
представления, представления о цикличности изменений); развиваются
умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное
внимание, речь, образ Я.
Дети 6-7 лет
Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного
периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Последний год
характеризуется продолжением становления психологических образований,
которые появились у ребенка в пять лет. Однако последующие развертывания
этих новых образований является базой для создания психологических
условий, которые послужат появлению все новых направлений и линий
развития
Для дошкольного старшего возраста (6-7 лет) характерны существенные
изменения в организме ребенка. Это определенный этап созревания. На
протяжении этого периода интенсивно развивается и крепнет сердечнососудистая и опорно-двигательная системы организма, развиваются мелкие
мышцы, развиваются и дифференцируются различные отделы центральной
нервной системы.
Также для детей этого возраста характерны определенные
психологические особенности развития. Им присуще развитие различных
мыслительных и познавательных психических процессов, таких как
воображение, внимание, речь, мышление, память.
Внимание.
У
ребенка
дошкольного
возраста
преобладает
непроизвольное внимание. А уже к концу этого периода наступает период
развития произвольного внимания, когда ребенок учится направлять его
9

сознательно и удерживать какое-то время на определенных объектах и
предметах.
Память. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка
развивается произвольная слуховая и зрительная память. Одну из главных
ролей в организации разнообразных психических процессов начинает играть
именно память.
Развитие мышления. К завершению этапа дошкольного возраста
ускоряется рост наглядно-образного мышления и начинается процесс развития
логического мышления. Это приводит к формированию у ребенкаспособности
обобщения, сравнения и классификации, а также способности определять
существенные признаки и свойства предметов, находящихся в окружающем
мире.
Развитие воображения. Творческое воображение развивается к концу
периода дошкольного возраста благодаря различным играм, конкретности и
яркости представляемых впечатлений и образов, неожиданным ассоциациям.
Речь. К окончанию периода дошкольного возраста у ребенка
значительно увеличивается активно используемый словарный запас и
появляется
способность
пользоваться
разнообразными
сложнограмматическими способностями в активной речи.
В возрасте шести-семи лет деятельности ребенка присуща
эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций.
Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к
окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием
самосознания. У детей 6-7 лет уже постепенно формируется самооценка,
которая зависит от осознания того, насколько успешна его деятельность,
насколько успешны его сверстники, как его оценивают педагоги и прочие
окружающие люди. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое
положение, занимаемое им в различных коллективах – семье, среди
сверстников и т.д.
Дети старше этого возраста уже могут рефлексировать, то есть
осознавать социальное «я» и на данной основе создавать внутренние позиции.
Одним из наиболее важных новообразований в процессе развития
личностной и психической сферы ребенка в возрасте 6-7 лет можно назвать
соподчинение мотивов, то такие мотивы как «я смогу», «я должен»
постепенно все больше преобладают над «я хочу».
Также в этом возрасте возрастает стремление к самоутверждению в
таких сферах деятельности, которые связаны с общественной оценкой.
Постепенно, осознание ребенком своего «я» и формирование на данной
основе внутренних позиций к началу школьного возраста приводит к
появлению новых стремлений и потребностей. Это служит причиной тому, что
игра, которая была основной деятельностью ребенка в течение дошкольного
периода, мало-помалу сдает свои позиции в этом качестве, уже не в силах
полностью удовлетворить его. Растет потребность выхода за рамки
привычного образа жизни и участвовать в общественно-значимой
10

деятельности, то есть происходит принятие другой социальной позиции,
которая обычно называется «позицией школьника», чтоявляется одним из
наиболее важных результатов и особенностей психического развития.

2.1. Прогнозируемые результаты.
В ходе реализации данной программы ребенок приобретает следующие
навыки и умения:
- навыки эмпатии;
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение
других людей;
- навыки эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- навыки саморегуляции;
- умение передавать собственное эмоциональное состояние с помощью
художественных средств;
- навыки рефлексии.
К концу обучения дети старшей группы должны:
1. Знать:
- средства человеческого общения (мимика, жесты), облегчающие
установление контактов в общении;
- вежливые слова;
- основные правила поведения в общественных местах.
2. Уметь:
- пользоваться средствами человеческого общения;
- употреблять в своей речи вежливые слова;
- проявлять положительные качества характера в общении с
окружающими людьми;

11

2. Содержательный раздел общеобразовательной
программы.
Форма организации занятий
Основной формой организации учебного процесса является комплексное
занятие,включающее в себя как теоретическую, так и практическую
деятельность детей. Занятие начинается с диагностики, эмоциональной и
двигательной разминки. Затем осуществляется постановка проблемы, которая
разрешается через все способы деятельности: игровую, ценностноориентационную,
аналитическую,
рефлексивную,
изобразительную.
Осуществляется постепенное усложнение данных проблем и осваиваемых
умений и навыков произвольного поведения.

Основные методы обучения
1.Наблюдения;
2. Рассматривание
рисунков и фотографий;
3. Свободное
и тематическое рисование;
4.Игры
с
правилами
(сюжетно-ролевые,подвижные,словесные,
музыкальные);
5.Этюды;
6.Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации;
7.Чтение художественных произведений;
8.Рассказ педагога и рассказы детей;
9. Сочинение историй;
10. Беседы;
11. Мини-конкурсы;
12.Моделирование и анализ заданных ситуаций;
13. Творческие коллективные работы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и
др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
- частично- поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
12

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
-групповой – организация работы в группе;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем.
Формы подведения итогов:
1.Опрос
2.Наблюдение
3.Диагностика:нравственной самооценки;этики поведения;отношения к
жизненным ценностям;нравственной мотивации.
4.Анкетирование родителей.

2.1.Содержание образовательной программы с детьми
старшей группы (5-6 лет).
Знакомство с курсом «Азбука общения». Всего 3 часа. Теория 2 часа.
Практика 1 час. Правила охраны труда и техники безопасности на занятиях;
Знакомство детей с центром детского творчества.
Диагностика. Групповое сплочение. Практика 1 час.
Раздел 1. Овладение языком эмоций. Теория 42часа. Практика 4 часа.
Теория: Расширение представлений о понятиях «положительные и
отрицательные эмоции. Противоположные эмоции - злости и радости,
проявления и причины обиды. Практика: Формирование умения находить
способы улучшения настроения. Овладение способами снятия отрицательных
эмоций и создания хорошего настроения.
Раздел 2. Учимся управлять собой. Теория 5 часов. Практика 7 часов.
Теория: Учимся контролировать свое поведение, формировать у
дошкольников оптимистический склад мышления. Умения и навыки
самопрезентации. Практика: Развитие навыков произвольного поведения и
внимания. Развивать умение самостоятельно снимать психофизическое
напряжение, открытого проявления эмоций социально приемлемыми
способами; формировать умение действовать по правилу и инструкции,
развивать воображение детей, способность к анализу и развитие мышления,
памяти, внимания;
Раздел 3. Формирование социальных навыков. Теория 5 часов. Практика
7 часов.
Теория: Социально приемлемые нормы и правила поведения.
Представления о ценности и роли дружбы в жизни человека. Понятия
«дружба» и «настоящий друг». Коммуникативные способности и навыки.
Представления детей о сущности понятий «прощение», «сотрудничество».
13

Практика: Овладение навыками группового сплочения. Овладение способами
разрешения конфликтных ситуаций, преодоления
Учебно-тематический план работы
№
п /п

Количества часов
всего

1
2
.
3
.

4

5
.

Название раздела, темы

Знакомство с курсом «Азбука
общения».
Диагностика.
Групповое
сплочение.
Раздел 1. Овладение языком
эмоций.
3.1 Школа эмоций
3.2 Мимика
3.3 Улыбка творит чудеса
3.4 В царстве положительных
эмоций
Раздел 2. Учимся управлять
12
собой
2.1 Учимся контролировать
свое поведение
2.2 Сильный человек - это
человек с сильной волей
2.3 Будь уверен в себе
2.4 Мы все знаем, все умеем
2.5 «Морское путешествие».
Раздел
3.
Формирование
социальных навыков.
2
3.1
Развитие
социальных
навыков
3.2 А мы ссориться не будем
3.3 Развитие эмпатии
3.4 Кто такой настоящий друг
Всего
34

теоретических

практических

3

2

1

1

-

1

6

2

4

2
2
2

1
1
1

1
1
1

2

1

1

5

7

4

2

2

2

1

1

4
4
4
1

2
2
2

2
2
2

5

7

6

2

4

2
2
2

1
1
1
18

1
1
1
20

2.2.Содержание образовательной программы с детьми
старшей группы (6 -7 лет).
Раздел 1. Я и мой мир. Теория 6 часов. Практика 8 часов.
Теория: Понимание собственного «Я», своей индивидуальности.
Чувство собственного достоинства. Практика: Развитие навыков понимания
собственного «Я», своей индивидуальности; развитие умения радоваться
удаче,
успеху,
игрушке,
развлечению.
Овладение
навыками
самостоятельности.
14

Раздел 2. Загадки общения. Теория 6 часов. Практика 8 часов.
Теория: Представления о значении органов чувств, эмоций, жестов и
движений в процессе общения. Практика: Развитие коммуникативных
способностей и навыков, воспитывать доброжелательное отношение друг к
другу; подчинять свои желания чужим интересам.
Раздел 3. Я и мир моих друзей. Теория 6 практика 6.
Теория: Хорошие и плохие поступки, понятия «честно»- нечестно»,
«справедливо несправедливо», «правильно-неправильно». Вредные привычки
Представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления
от дурных привычек; представление о добре и зле в поведении окружающих.
Практика: Овладение навыками правильного поведения, доброжелательного
отношения к сверстникам.
Раздел 4. Мир взрослых. Теория 6 часов. Практика 12 часов.
Теория: Общение с самыми близкими. Взаимоотношения с родителями,
бабушками, дедушками и другими близкими людьми. Взаимопомощь,
заботливое отношение к старшим. Поведение и общение и общественных
местах. Поведение и общение на улице. Практика: Научиться видеть
достоинства и недостатки своего поведения и поведения окружающих
взрослых людей в быту и в общественных местах (на улице, в транспорте, в
магазине
Учебно-тематический план работы
№

Название раздела, темы

п /п
1
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3
3.1.
3.2.
3.3.
4
4.1

Количества часов
всего

Раздел 1. Я и мой мир.

практических

6

8

1
6

1
3

5

5

2

3

6
4
5
4

2
7
1
2
2

3
8
3
3
2

5
5

6
1
2

6
4
3

8

3

5

6

12

2

4

14

Чем мы будем заниматься.
Кто я и как выгляжу?
Как
я
воспринимаю
окружающий мир?
Тайна моего «Я».
Раздел 2. Загадки общения.
15
Язык жестов и движений.
Будем общаться.
Разговор взглядов.
Раздел 3. Я и мир моих друзей. 12
Дружба.
Мои праздники
Что такое хорошо и что такое
плохо?
Раздел 4.Мир взрослых.

теоретических

1
8

Уроки мудрости.

6
15

4.2.

Я и моя семья. Диагностика.
Всего

1
2
27

4

8

25

47

2.3.Взаимодействие с родителями воспитанников.
- индивидуальные консультации;
- индивидуальные беседы;
-разработка групповых консультаций;
-участие в родительских собраниях.

3. Организационный раздел
3.1 Организационные условия реализации дополнительной
Программы
Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во второй
половине дня. Программа рассчитана на 72 часа в год. Продолжительность
занятий 25-30 минут. Последовательность занятий и количество часов на
каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и
результатов наблюдений педагога. Комплектация групп и продолжительность
занятий зависит от возрастной категории детей.
Продолжительность занятий

Обучающиеся
5-6 лет
25 мин

Обучающиеся 67 лет

Продолжительность
30 мин
образовательной деятельности
Объём недельной нагрузки для
2
2
реализации Программы
Максимальный
объём
2 ед. в неделю 50
2 ед.в неделю 60
недельной образовательной нагрузки мин.
мин.
по реализации Программы

Методическая обеспеченность программы
Техническое оснащение занятий:
1.Ноутбук.
2.Магнитная доска.
3.Экран.
Дидактический материал:
1.Фотографии-иллюстрации с
изображением детей с различными
эмоциональными состояниями.
2. Схемы-эмоции.
3.Карточки с изображениями различных эмоций, портреты людей.
16

4.Карточки
с
изображениями
сказочных
героев.
5.Диагностический инструментарий для изучения результатов обучения.
6.Видеозаписи
мультфильмов.
7.Аудиозаписи детских песен, релаксационной музыки, классической музыки

3.3.Особенности организации развивающей
пространственной среды.

предметно-

Условия реализации программы:
1. Материально-технические:
•Кабинет, оборудованный согласно нормам САНПин;
•магнитофон, видеомагнитофон;
•альбомы, краски, кисточки, карандаши;
•трафареты геометрических фигур;
•мягкие и другие игрушки, куклы, кубики.
2. Кадровые:
• педагог с высшим образованием, владеющий коррекционными и
развивающими технологиями социально-психологического обучения.
3. Методическая обеспеченность программы:
•видеозаписи мультфильмов;
•аудиозаписи детских песен, релаксационной музыки, классической
музыки;
•карточки с изображениями различных эмоций, портреты людей,
рисунки и фотографии животных;
•карточки с изображениями сказочных героев;
•листы с контурами для дорисовывания;
•диагностический инструментарий для изучения результатов обучения.

17

Список литературы
1.
Алябьева, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей
старшего дошкольного возраста / Е.а. Алябьева. –Москва: Сфера, 2004.
2.
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович.
-Москва: Просвещение, 2005.
3.
Выготский,Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский –
Москва: Просвещение, 2004.
4.Краснощёкова, Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей
старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В.
Краснощекова. - Ростов н/Д.:Феникс, 2006.
4.
Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л.И.
Катаева. –Москва: Детство-Пресс, 2005.
5.
Клюева, Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность / Н.В. Клюева. -Ярославль: Академия развития, 2007.
6.
Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л.
Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 2006.
7.
Клюева, Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет / Н.В.
Клюева. - Ярославль: Академия развития, 2001.
8.
Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры /
В.М. Минаева. -Москва: Владос, 2001.
9.
Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные
игры. -Москва: Детство-Пресс, 2000.
10. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И.
Рогова. -М.: Владос, 2009.
11. Снегирёва, Л.А. Игры и упражнения для развития навыков
общения у дошкольников / Л.А. Снегирева. -Минск: Гамма, 2005.
12. Шмидт, В.Р. Психологическая помощь родителям и детям.
Тренинговыепрограммы / В.Р.Шидт–Москва: Детство-Пресс, 2007.
13. Шипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка,
навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицина. -Москва:
Детство-Пресс, 2008.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (3537) 40-96-88

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».